Вы сейчас здесь: Главная / Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

kartinka funkcionalnaja gramotnost 1

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Методические материалы

  1. Открытые банки заданий PISA
  2. ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ https://fg.resh.edu.ru/
  3. Руководство пользователя Электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности
  4. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций (КОИРО)

Методические материалы подготовленные педагогами нашей школы

Документы

Естественнонаучная грамотность

Ссылки на примеры открытых учебных заданий по естественно-научной грамотности

1) Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru: открытые материалы по исследованию PISA http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html

Эти задания ориентированы на 15-летних школьников, можно использовать для 8-10-классников

2) Портал ФГБНУ «ИСРО РАО» (материалы Федерального мониторинга функциональной грамотности) http://www.instrao.ru/

Раздел проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» Естественнонаучная грамотность http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/estestvennonauchnayagramotnost.php

3) Сайт ГАОУ ДПО МЦКО https://mcko.ru/ В разделе «Полезные ссылки» на стартовой странице сноска «Компьютерные диагностики» http://demo.mcko.ru/test/ В свободном доступе демонстрационные версии диагностических работ МЦКО. Можно использовать: диагностики функциональной естественнонаучной и математической грамотности (МПН-4 – для 4 класса, МПН-8 – для 4 класса).


1. Методические рекомендации и особенности решения заданий PISA естественно-научной грамотности

2. Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018

Математическая грамотность

Примеры открытых учебных заданий по математической грамотности

Вы можете использовать «полезные» ссылки по мере прохождения данного курса ПК, а также в работе

1) Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru: открытые материалы по исследованию PISA http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html

Эти задания ориентированы на 15-летних школьников, можно использовать для 8-10-классников 

Математическая грамотность http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

2) Портал ФГБНУ «ИСРО РАО» (материалы Федерального мониторинга функциональной грамотности) http://www.instrao.ru/

Раздел проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/


1 Готовимся к PISA-2022. Математическая грамотность. Разбор заданий
2. Математическая грамотность. Разговор с экспертом
3. Основные подходы к оценке математической грамотности обучающихся основной школы
4. Умения, характеризующие математическую грамотность

Креативное мышление

1. ДЕФИЦИТ КРЕАТИВНОСТИ
2. Как можно определить креативность
3. Как формировать критическое мышление на предметном уроке
4. Креативное мышление. Разговор с экспертом
5. Лист наблюдений. 4К. Креативность
6. Тест Гилфорда. Измеряем креативность

Независимая оценка качества образования

Детский телефон доверия
8-800-2000-122